Планирование воспитательной работы в классе и её учет

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Республики

Беларусь

В. В. ЯКЖИК

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ И ЕЕ УЧЕТ

 

Введение

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании воспитание — целенаправленный процесс формирова­ния духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Особое место в воспитательной системе класса отводится педагогическому работнику, выполняющему обязанности классного руководителя (далее — классный руководитель), как главному участнику и лицу, заинтересованному в успешном функционировании воспитательной системы класса. Этот успех во многом зависит от эффективности плани­рования идеологической и воспитательной работы. Именно в умении планировать будущий результат, целенаправленно регу­лировать процесс воспитания, выбирать такие формы и методы работы, которые обеспечат наиболее эффективное выполне­ние поставленных целей и задач, и будет состоять успех воспитательного воздействия на обучающихся.

1. Программно-планирующая документация воспитательной работы

Планирование воспитательной работы в классном коллективе можно определить как процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе.

В процессе планирования идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо опираться на следующую программно-планирующую документацию: Концеп­цию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011—2015 годы, комплексную программу воспитания детей и учащейся молодежи, которая разрабатывается на основе Кон­цепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011—2015 годы на областном, районном (городском) уровнях, программы воспитания учреждения общего среднего образова­ния, план идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования.

Классный руководитель для организации идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитиче­ском отчете за год; разрабатывает план идеологической и вос­питательной работы на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).

Кроме этого заполняется социально-педагогическая характеристика класса, которая поддерживается в актуальном состоянии в течение года (Приложение 1).

При планировании работы классному руководителю важно соблюдать принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности, диалога.

Принцип научности предполагает, что в процессе планирования используются научные данные, материал опирается на современные достижения педагогики и психологии.

Принцип системности и последовательности реализуется в различных формах планирования, порядке изучения отдельных вопросов. Он предполагает, что все планируемые мероприятия не могут быть разовыми и проводиться от случая к случаю. Результативной вся идеологическая и воспитательная работа становится лишь в том случае, если она приобретает организованный характер, а система воспитания представляет собой последовательные и поэтапные действия.

Принцип индивидуальности предусматривает формирование воспитательной системы с учетом особенностей каждого ребенка, особенностей классного коллектива.

Принцип конкретности в планировании предполагает использование определенных форм и методов работы с учетом реальных условий, конкретной обстановки.

Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора наилучшего варианта взаимодействия взрослых и детей в планировании, наиболее лучшего варианта плана из нескольких возможных на всех этапах планирования, соотношение форм и методов выбранным целям и задачам плана.

Принцип использования диалога заключается в том, чтобы взаимодействие детей и взрослых присутствовало на всех эта­пах планирования идеологической и воспитательной работы, в том числе и на этапе его реализации.

2. Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя

Планирование в значительной мере предопределяет резуль­таты и эффективность системы идеологической и воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помо­гает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явле­ний. По сути планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда классный руководитель представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объеди­нить в несколько этапов планирования:

  1. подготовительный: определение предмета и отрезка време­ни, структурирование предмета;
  2. аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;
  3. моделирующий: целеполагание, коллективное планиро­вание, выбор содержания и средств, прогноз результатов, рас­пределение событий во времени;
  4. заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Общий алгоритм планирования можно представить следующим образом:

первый шаг — определение предмета планирования. Сна­чала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело);

второй шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть);

третий шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (например, можно выделить направления деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем ото­брать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет скла­дываться, и выделить все возможные направления. Осуще­ствляя идеологическую и воспитательную работу с обучающимися, классному руководителю в своей деятельности необходимо опи­раться на основные составляющие воспитания, определенные Кодексом об образовании Республики Беларусь: гражданское и патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, воспитание культуры здорового образа жизни, тендерное, семей­ное, трудовое и профессиональное, экологическое, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, воспитание культуры быта и досуга.

Структурирование предмета планирования помогает сделать план реалистичным, избежать глобальности и расплывчатости;

четвертый шаг — анализ результатов работы и состояния коллектива.

Необходимо учитывать возрастные особенности обучаю­щихся, их уровень развития, интересы, способности, индиви­дуальные особенности, а также условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса. Кроме того, классный руководитель должен осозна­вать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его;

пятый шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности;

шестой шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге;

седьмой шаг — коллективное планирование, которое пред­полагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе;

восьмой шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются формы, методы, со­держание, позволяющие решить поставленные задачи; опреде­ляются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки;

девятый шаг — распределение событий во времени. В за­висимости от того, какой отрезок времени планируется, опреде­ляются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий;

десятый шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге. Но де­тально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия только тогда, когда они осмыслены.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, система­тичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие) и т. д.

Читать далее: ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ И ЕЕ УЧЕТ



Источник: http://www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/Pedagogam_i_Rukovoditelyam/Organizaciya_vospitatelnogo_processa/4
Категория: Для Вас воспитатели | Добавил: okrut25n (05 Aug 2018) | Автор: Minobrazovanie
Просмотров: 381 | Теги: рекомендации, Методика, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar